ГОРНЫЙ КЛУБ "СКИФ"


БИБЛИОТЕКА-> Маршруты восхождений -> Электро

       ФОРУМ 

 

Описания маршрутов восхождений на вершину Электро (4095 м.)

с севера 1Б, с востока 1Б и с юго-востока 1А к.т.

 

Местоположение

Пик Электро является единственным "четырехтысячником" одноименного отрога, который отходит от Джаламышского отрога Киргизского хребта строго на восток, в массиве пика Адыгене. Пик Электро расположен в том месте этого отрога, где он под прямым углом поворачивает на север.

На юг и на восток от вершины Электро отходят несколько контрфорсов, значительно расчленяющих весь массив. Из них особенно выделяются юго-восточный и восточный контрфорсы. Маршрут по первому из них можно отнести к 1А к.т., а по второму - к 1Б к.т.

Северный склон вершины в своей верхней части покрыт ледником, основная часть которого сползает в Тез-тор (Северный Адыгене). Восхождение по нему от перевала Электро также относится к 1Б к.т. Предлагаем вниманию альпинистов все три маршрута. Все они начинаются от стоянки “Электро”.

 

Восхождение по восточному гребню

От стоянки “Электро” необходимо пройти на запад к массиву пика Электро около 100 м по травянистому склону. Затем приходится подняться по лёгким скалам около 20 метров. Выше этих скал склон покрыт хорошо слежавшейся средней осыпью, которая заполняет кулуар, довольно широкий внизу. В 100 метрах от упомянутых скал кулуар перегорожен скальным барьером в рост человека. 3а этим барьером кулуар сужается за счет того, что правый по ходу гребешок поворачивает несколько к югу и еще в 100 метрах выше сливается с левым. Перед их слиянием слева возвышается высокий жандарм, за которым нужно перевалить на южный склон слившегося гребня.

Пройдя вдоль этого гребня в сторону вершины на расстояние около одной веревки, и оказавшись перед значительным скальным массивом, состоящим из нескольких слившихся жандармов, необходимо обойти его слева по ходу, для чего придётся спуститься в южном направлении около 20-30 метров. Обход этот технически не сложен и проходит по склону, покрытому осыпью. Все время нужно придерживаться скал, так как об их стены можно опираться, используя обилие зацепок.

Идя так около скал над южным склоном восточного гребня, альпинисты набирают высоту около 250 метров и лишь после того, как закончится скальный массив, выходят на самый гребень ещё до его слияния с северным гребнем, идущим от перевала Электро. Нужно при этом помнить, что на север с гребня местами свисают небольшие карнизы, которые могут обвалиться, если на них забраться по неосторожности. От достигнутого места хорошо видна вершина. Гребень, на котором находятся альпинисты, в первой половине оставшегося пути значительно круче второй половины, но не превышает 25-30 градусов. Выполаживается и несколько поворачивает на юг он от того места, где к нему примыкает северный гребень пика.

На всём пути встречается несколько жандармов, но все они или легко преодолеваются, или обходятся слева по ходу, т.е. с юга. Перед самой вершиной гребень становится несколько круче, но плотный снег дает возможность свободно преодолеть этот участок.

Вершина представляет собой несколько плотно прижатых друг к другу гранитных утёсов в рост человека. Да и весь массив пика состоит из розового роговообманкового гранита.

 

Восхождение с севера

От лагеря на стоянке “Электро” необходимо подняться на ступень-ригель к тому месту, где на ней стоит одинокий громадный камень-утес, и от этого камня под скалами восточного гребня Электро начать траверсировать склон по осыпям вправо, т.е. на север, затем на северо-запад. Этим путем нужно идти до первого большого кулуара. От кулуара приходится пересекать несколько незначительных гребней с небольшим и постепенным набором высоты. Затем начинается древний цирк, из которого можно относительно легко подняться на перевал Электро, хорошо видимый со всех мест в цирке. Весь склон покрыт осыпью. Она не очень плотная и на ней легко вызываются камнепады. Весь путь от стоянки до перевала занимает около 2-2,5 часов ходьбы. Высота его примерно 3900 метров, а к.т., если его полностью пройти - 1А.

С перевала необходимо свернуть на юг и сразу же начать подъём по снежному северному склону пика Электро. Помните, что под снегом лежит лед. Это может привести к срыву лавины. Подниматься надо со всеми предосторожностями, предпринимаемыми обычно на снежно-ледовых склонах. До вершины остается около 200 метров по вертикали и за 1-1,5 часа можно к ней выйти. Так как северный гребень слабо выражен и сливается со склоном, при движении от перевала к вершине допустимы некоторые отклонения от прямолинейного движения. Одни могут идти вдоль линии гребня к его стыку с восточным гребнем, другие - непосредственно по направлению к вершине.

 

Восхождение по юго-восточному гребню

Предлагаемый маршрут наиболее прост. Для восхождения по названному пути необходимо от стоянки “Электро” пройти в южном направлении по галечниковой площадке около 100-150 метров и лишь после этого свернуть в показавшийся вход в узкий внизу кулуар между юго-восточным гребнем пассива пика. Метров через 50 после входа в кулуар альпинисты встретят небольшую (в рост человека) скальную ступеньку, за которой кулуар начинает быстро расширяться. Слева по ходу на гребне высятся крупные жандармы-утесы, но, пройдя по осыпи под ними около 100 метров, можно свернуть на гребень этого юго-восточного контрфорса пика. Он широкий и покрыт осыпью. Лишь кое-где из-под осыпей выступают отдельные утесы из розового гранита, которые легко обходятся в любом направлении.

До высоты примерно в 3950 метров, этот гребень тянется почти параллельно восточному гребню, но затем он резко поворачивает на северо-запад. От места поворота до самой вершины гребень увенчан непрерывной цепью жандармов, но все они обходятся справа по ходу по прочным осыпям.

Восхождение на вершину Электро от одноименной стоянки с возвращением на нее же занимает около 6-7 часов работы.

Для восхождения по любому из маршрутов необходимы веревки и ледорубы. В конце лета для восхождения с севера понадобятся и кошки.

  

Первое восхождение на пик Электро совершили по восточному гребню альпинисты:

Рацек В., Вильчинский, Ланичек и Порошина

20 мая 1940 года.

 

Описание составлено Б.Р. Маречеком

27 декабря 1952 года.

Описание обработано Д.В. Аверьяновым на основе материалов из архива В.Г. Ляпина в 2002 году.

         


© 2002-2010 г. Горный клуб "СКИФ"

Пишите: skif@skif.msk.ru