ГОРНЫЙ КЛУБ "СКИФ"


ГЛАВНАЯ -> БИБЛИОТЕКА-> Горные районы -> Тянь-Шань. Киргизский хребет.

ОБЪЯВЛЕНИЯ        ФОРУМ 

 

  

 

Перевал Баш Зап. (Путешественник) 2Б, 4100, первопрохождение

 При подъёме с ледника Б. Ала-Арчинский 2Б, при спуске на ледник Б. Ала-Арчинский 2А

 

Местоположение: Перевал расположен в ГВХ между вершинами 4181,1 на северо-востоке и 4197,2 на юго-западе. Через вершину 4181,1 от него находится пер.Токтогул 1Б. Перевал соединяет лед.Большой Ала-Арчинский с долиной р.Баш-Ала-Арча.

Дата прохождения: 16 августа 2002 г.

Ориентация склонов: северо-запад / юго-восток.

Характер склонов: сн-ск / сн-ск

Направление прохождения: лед. Б. Ала-Арчинский (лед.Токтогул) – р.Баш-Ала-Арча (с-з/ю-в).

Возможные опасности и меры безопасности:

1.      Лавиноопасный снежный склон со стороны ледника Б. Ала-Арчинский – прохождение в ранние утренние часы (склон освещается солнцем поздно – около 11 часов), подъём строго по вертикали, крепление перильных верёвок только на скалах;

2.      Большой, нависающий над юго-восточным снежным кулуаром карниз – по кулуару не спускаться, хотя там и полого. Лучше спуститься одну верёвку по простому скальному контрфорсу, который ограничивает левый борт кулуара.

Возможные места ночевок:

Минимум специального снаряжения:

Страховочная система, карабины, кошки, ледоруб, каска, устройство для подъёма (или спуска) по верёвке. На группу: верёвки, ледовые инструменты (при подъёме), скальный молоток, скальные крючья, закладки.

 

Таблица основных участков:

пп

Участок

Характеристика участка; способ прохождения

S-протяженность м., H-высота м., a-крутизна °

Время

1

Снежный склон до бергшрунда

S = 200, a = до 30, H = 80­, пологий снежный склон. Движение вверх под перевальный склон

20 мин.

2

Бергшрунд

(1 верёвка)

S = 1.8, a = 90, H = 1.8­, бергшрунд 1´1.8 метра. Перелезаем, где на нижнем краю образовался горб от сошедшей лавины. В качестве ступеньки используем загнанный в стену бергшрунда ледоруб. Раздельное вытаскивание рюкзаков.

15 мин.

3

Снежный склон до верхних скал

(1, 2, 3 верёвки)

S = 130, a = 40, H = 70­, фирновый склон, покрытый слоем свежевыпавшего снега. Первый с двумя ледорубами и без рюкзака, остальные по перилам. 1-я станция на скальных крючьях, 2-я на двух ледорубах под верхними скалами в надёжном фирне, 3-я верёвка 30 метров на скальных крючьях в верхних скалах

4 часа

4

Скально-ледовый участок

(4 верёвка)

S = 8, a = 50, H = 6­, участок обледенелых скал. Первый с двумя ледорубами и без рюкзака, остальные по перилам.

5

Лавиноопасный снежный склон до седловины

(4-5 верёвки)

S = 90, a = 40-50, H = 65­, рыхлый лавиноопасный склон. Первый с двумя ледорубами и без рюкзака, остальные по перилам. 4-я верёвка крепится на скальных крючьях в скальном островке на полпути до седловины. 5-я на закладных элементах в скалах на седловине перевала.

6

Снежный карниз на перевале

Перелезаем высокий снежный горб со страховкой через него, последний с нижней страховкой. Выходим на пологую верхнюю часть контрфорса, ограничивающего левый борт юго-восточного снежного кулуара.

10 мин.

7

Скальный контрфорс

(6 верёвка)

S = 50, a = 35, H = 30¯, простые скалы. Спуск дюльфером по контрфорсу, чтобы не спускаться по снежному кулуару под большим карнизом.

1 час

8

Снежный склон, выводящий на пологую часть ледника

S = 250, a = до 30, H = 100¯, рыхлый снег. Спуск траверсом влево в обход нижнего пояса скал.

 

Перевал имеет две выраженные седловины: западную и восточную. Восточная седловина (как оказалось позже, её неделю назад прошла группа МГУ под руководством Е. Зеленцовой) представляет собой монолитный снежный склон протяжённостью 250 метров и крутизной 40-45°. После непогоды все склоны были засыпаны слоем свежего рыхлого снега, поэтому эта седловина на момент прохождения представлялась очень лавиноопасной. В то же время снежный склон, ведущий к западной седловине перевала, во многих местах прорезается скальными выходами, что делает его немонолитным и тем самым уменьшает степень лавиноопасности. К тому же при подъёме на эту седловину перила можно надёжно закрепить на скалах.

Достоинством перевала является тот факт, что северо-западный склон начинает освещаться солнцем поздно, только после 11 часов утра.

От места стоянки выходим в 6:45. Ночью небо прояснилось, и ударил приличный мороз. По ощущениям, на улице было около -10°С. Поднимаемся по схваченному морозом снежному склону под бергшрунд, держа направление на нижний край характерного скального “серпа”. Подъём к бергшрунду от места ночёвки занял полчаса.

Бергшрунд перелезаем в месте, где старая лавина образовала большой горб на нижнем краю трещины. Для преодоления трещины нужно сделать всего два шага, но верхний край у неё нависающий и рыхлый. Забиваем ледоруб в стену бергшрунда и используем его как ступеньку. Рюкзаки вытаскиваем отдельно.

От бергшрунда провешиваем первую верёвку по фирновому склону и закрепляем её на нижнем краю скального “серпа”, для чего забиваем два крюка. Надо отметить, что скальные выходы на склоне перевала расположены как нельзя удачно, разбивая его на примерно равные участки метров по 45 каждый.

Второй пятидесятиметровой верёвки до верхнего края “серпа” не хватает, поэтому станцию на её верхнем конце сооружаем из двух ледорубов, вогнанных в фирн. По-видимому, лавина на участке до верхних скал уже когда-то сошла, поэтому смерзшийся фирн надёжен, а небольшой слой свежего снега опасности не представляет. Однако выше скал ситуация кардинально изменится.

Третьей верёвкой, длиной около 30 метров, провешиваем оставшийся участок до верхней границы скал, где делаем надёжную станцию на скальных крючьях. На этом участке лидеру пришлось идти с одним ледорубом, поскольку остальные два использованы для станции.

Далее нужно преодолеть 8 метров обледенелых скал крутизной 50°. Слой льда достаточен для прохождения в кошках, можно также использовать для движения верхний край “серпа”, но на границе со льдом скалы разрушены и хороших зацепов мало.

От скал до седловины остаётся 90 метров целинного очень рыхлого снежного склона крутизной от 40 до 50° в верхней части. Степень лавиноопасности высокая. Однако этот участок аккуратно посередине также прорезается скальным островком, где есть хорошие трещины, чтобы забить скальные крючья.

Четвёртую веревку закрепляем на скальном островке, а пятой как раз хватает до седловины, где делаем станцию на закладных элементах. Этот лавиноопасный участок первый проходил без рюкзака с двумя ледорубами на четыре такта, как можно основательнее загоняя их на всю длину в снег. Глубина ступеней – по колено. Верхний смёрзшийся слой снега толщиной несколько сантиметров под ногами легко растрескивается и линзами скатывается вниз. Под коркой толща сухого, плохо сминающегося снега. На четвёртой верёвке нужно подниматься строго вертикально к скальному острову, ни в коем случае не подрезая склон. Пятая идёт несколько вверх-вправо на седловину, но здесь снежный склон уже узкий, зажатый скалами, а лавиноопасность невелика.

На перевал группа вышла в 12:10, затратив на подъём чуть более четырёх часов. Седловина узкая скальная, посередине возвышается большой снежный горб с нависающим в юго-восточном направлении карнизом. Большой тур сложили в северной части седловины на скальной полке.

В сторону р.Баш-Ала-Арча с перевала спускается пологий снежный кулуар, но вся беда в том, что прямо над ним и возвышается могучий карниз, куски которого при нас отваливались и спускались по кулуару. За некоторое время до нашего появления на перевале, от карниза отвалилось и улетело в кулуар что-то совсем неприличное. Поэтому, чтобы не обрушить себе на головы гнев карниза, решили повесить одну верёвку вниз по простому, крутизной около 30°, скальному контрфорсу, ограничивающему левый борт снежного кулуара. При подъёме здесь можно пройти и пешком.

Одной вёревки до начала пологого снежного склона не хватило метров пять. Аккуратно проходим ногами оставшийся скальный участок и выходим на снежный склон крутизной до 30°. По нему глиссируем вниз, забирая сильно влево, чтобы объехать нижний скальный пояс. С этой стороны хребта снег глубокий и уже очень кислый, из-под ног он скатывается вниз маленькими мокрыми лавинками. Обойдя скальный пояс, в 14:00 выходим на пологую часть ледника, затратив на спуск в общей сложности около часа.

Описание составлено Д.Аверьяновым

Вид со стороны ледника Большой Алаалчинский
Вид из долины Баш-Ала-Арча

© 2002-2003 г. Горный клуб "СКИФ"

Пишите: skif@skif.msk.ru